Открытое письмо мамы ребенка с инвалидностью, обращенное
отечественным министрам, реформировавшим направления украинских поездов
Людям
непосвященным сразу поясню: в красивом и гостеприимном
бальнеологическом курорте Трускавец, что уютно расположился у самого подножия
Карпат, помимо 30 с лишним санаториев, находится Международная клиника
восстановительного лечения, в которой уже почти 10 лет получают эффективную
реабилитацию дети и взрослые со всего мира с хроническими заболеваниями нервной
системы, в частности, с ДЦП. Для некоторых, особо «сложных» в двигательном
плане, пациентов, эта клиника – как луч света надежды в темном тоннеле недуга.
Моя дочурка – именно такой пациент.
Вот уже 7 лет мы обращаемся к специалистам клиники за
помощью. Лечение, конечно, не дешевое, но Господь помогает, находятся добрые
люди, плюс все, что может заработать мой муж, папа Аэлиты, и вот она, -
очередная поездка Луганск-Трускавец. Далеко. Сложно. Я, как дама, сдающая в
багаж, из известного стихотворения, везу дочку, коляску, сумку, рюкзак… Но это
не главное. Главное – те новые высоты адаптации, которых достигнет Аэлита после
поездки.
Обычно мы едем либо поездом Луганск-Львов, а там уже, как
Бог даст, - электричкой, автобусом или маршруткой до Трускавца; либо прицепным
вагоном Луганск-Трускавец, который идет 1 раз в четыре дня, и в пути стоит 8
часов на отстое, а потому проезжает эти 1400км немногим менее, чем за двое
суток. Короче, можем выбирать – либо ежедневно, быстро, но с одной пересадкой,
либо редко, долго, но без пересадок.
Приближался час Х, я все думала, какой путь выбрать в
этот раз, и вдруг, мне говорят мои боевые подруги, мамы таких же ДЦП-шек, как
моя доченька, что оба поезда-де отменили!
Да ну! – думаю я, - Поди, лишь на время Евро. С июля
пустят. Не могут же такое популярное направление вовсе закрыть. Ведь на моей
памяти видавший виды Луганск-Львов всегда был, что называется, «битком»! Да и
Трускавецкий вагончик пользовался популярностью, несмотря на свой «странный»
график и маршрут.
Ан нет! Закрыли. Навсегда!
Мы с мужем в шоке, но тут вспоминаем, что можно поехать
через Харьков. Узнаем: Нет! Нельзя!
Люди добрые, как же добираться?
- Либо Киев-Трускавец, либо Мариуполь-Львов (с посадкой в
Донецке), - ответили люди.
Помилуйте, но мы ведь не в Киеве, и не в Донецке, мы в
батюшке-Луганске, таком же, между прочим, областном центре, как и другие!
Размышляем: Мариуполь-Львов для нас означает 2 пересадки (едем до Донецка,
оттуда – в город Льва, а затем еще добираемся до Трускавца). Уф! Сложный
вариант…
Поезд Киев-Трускавец – это одна пересадка, но если
присмотреться, то какая! 9 часов ребенок с инвалидностью должен пребывать на
столичном вокзале с момента прибытия поездом Луганск-Киев (14 часов в пути) до
момента отбытия поездом Киев-Трускавец (11 часов в пути). Уж лучше 2 пересадки,
решает мой муж, и отправляется в железнодорожную кассу. На его запрос,
выслушав, какой категории ребенок нуждается в билете, кассирша скучающим
голосом вещает: «Ничем не могу помочь. Только верхние. Только боковые. Только
плацкарт».
Терпение мужа лопается, и он идет в администрацию
Луганского железнодорожного вокзала… Тут начинается часть истории с элементами
человечности и понимания, т.к. администрации Луганского, Донецкого и Львовского
вокзалов, проявив чуткость, нашли возможность выделить нам по 2 купейных билета
на нижние полки и туда и обратно.
Приехав в день отъезда на Донецкий железнодорожный
вокзал, мы снова встретили толерантное отношение – дежурный по вокзалу сам
провел нас на лифте до нужного перрона. Но когда мы вошли в вагон, приятное
впечатление от поступка дежурного было напрочь испорчено противоположным
впечатлением от вагона: отсутствие кондиционера и лишь пара открывающихся форточек
на весь вагон, когда температура за бортом подбирается к 40°С, никак не
предвещали комфортной поездки. Только в нашем вагоне ехали еще двое деток с
ДЦП, еще троих я видела садящимися в соседние вагоны. Взрослым было жарко,
детям же было ужасно! Муж, с тоской в глазах, сказал: «Может, когда поедете,
будет полегче?» Нет, полегче не стало, вагон менее напоминал чистилище лишь с
23.00 до 7.00. Аэлитка все время просила пить и обмахивать ее журналом, да все
спрашивала, когда закончится эта поездка, хотя сама очень любит путешествовать
на поезде.
Напомню, что в летний период украинские дети с
инвалидностью не пользуются льготами на проезд в железнодорожном транспорте.
- Ну не нужно им оздоровляться летом. Жарко. Пусть дома
сидят! – видимо, так думали власть имущие, заботясь о наших детях,
исключительно из гуманных соображений дав им скидку на проезд лишь с 1 октября
по 15 мая, когда попрохладнее.
В силу этого обстоятельства и общего поднятия цен на
билеты, за два проездных документа от Донецка до Львова мы отдали более 450грн
и надеялись, что этими деньгами уж кондиционер-то мы оплатили. Увы, надежды
канули в Лету вместе с еще 350 гривнами, в которые нам вылилась дорога из
Луганска до Донецка и изо Львова до Трускавца. Итого, 800грн при социальном
пособии, которое мы получаем с Аэлитой, составляющем чуть более 1150грн в
месяц. Неплохая арифметика, да, господа Министры?
Кстати, осмелюсь предположить, что вам сложно
представить, что означает жизнь на такие «доходы» или поездка в раскаленной
консервной банке с ребенком-инвалидом да еще и с двумя пересадками. Но я
отказываюсь предполагать, что вы не знали, внедряя свои коммерческие идеи и
отменяя поезда до Трускавца, что там находится такая клиника и что ежемесячно
туда съезжается до 150 маленьких и больших украинцев с инвалидностью! А как же
хорошо вам знакомые Законы Украины и ваши же Указы и Постановления,
предусматривающие повышение уровня жизни детей и взрослых с инвалидностью,
обеспечение доступности, в т.ч. и транспортной, людям с функциональными
ограничениями? И чего тогда стоят разговоры о социальных гарантиях?
Вы сделали, говорят, отличный прицепной вагон для лиц
такой категории. Слышали. Здоровый народ восхищается: «Вот это сервис для
инвалидов!» Сами же люди с инвалидностью, знаю, не в восторге от этого сервиса.
Есть много «но» в этом деле, о которых здесь говорить не будем, но из-за
которых мы с дочерью ни разу этим чудо-вагоном не воспользовались. В нынешней
же ситуации, даже если преодолеть все эти «но» с заказом вагона, он нам все
равно не поможет, т.к. он возит по ограниченному перечню беспересадочных
маршрутов, а потому в Трускавец нас он
никогда не повезет.
Если господа Министры не знают, сообщаю: помимо Киева
(полагаю, единственного города, куда не уменьшилось количество поездов), детям
и взрослым с инвалидностью очень важны такие украинские города, как Львов,
Трускавец, Одесса, Евпатория, Донецк, Харьков, Симферополь и пр. И прежде, чем
отменять поезда, необходимо было провести тщательный мониторинг ситуации, чтобы
узнать, кого вы этим заденете. И вообще, инвалидность – это не тюремное или
каторжное заключение, а потому ее носитель имеет такое же гражданское право,
как и его сограждане без инвалидности, посещать любые культурно-исторические,
курортные и даже ничем не примечательные места. Вот такие они, эти носители,
наглые. Оказывается, как и все остальные, хотят развиваться, обучаться, жить… А
вы, досточтимые, своей реформой железнодорожных направлений явно посягнули, в
первую очередь, именно на свободу передвижения маломобильных групп населения, т.к.
альтернатива поездки автобусом или увеличение количества пересадок на пути
следования для человека с инвалидностью порой равносильна катастрофе. Думаю, к
месту будет упомянуть и нашу несчастную экологическую ситуацию. Уверена, она
тоже не выиграла от уменьшения железнодорожных поездок в пользу автомобильных.
Ранее, я, как законопослушная гражданка, как руководитель
довольно крупной и активной общественной организации, со всеми претензиями
обращалась письменно в установленном порядке в ответственные или контролирующие
органы, но, если честно, надоело копить ненужную макулатуру из «отписок». Ведь,
как водится, министерство, прочитав «по диагонали», спустит все вниз, дескать,
разберитесь. А они, внизу, не разберутся, полномочий нет. Полномочия наверху. И
так по замкнутому кругу: «низы не могут, верхи не хотят…»
В этот раз я решила написать открытое письмо в прессу,
может кто-то и напечатает, может, кто-то и прочтет. Может так,
чиновники-бизнесмены, в чьи светлые головы пришла идея оставить нас без
поездов, узнают о масштабах проблемы, которую они создали? И пусть им станет
стыдно!
С почтением, не надеющаяся на возможность последнего
пожелания, и уж тем более, на то, что теперь кто-то что-то будет переделывать
ради нас, убогих, мама ребенка с инвалидностью, руководитель Луганской
областной общественной организации «Грань», Роксана Тюшнякова.
|