Первый раз в первый класс – это огромный праздник и для ребенка, и для родителей. Торжественная линейка на школьной площади, цветы, поздравления, первый звонок… и улыбающаяся учительница ведет за собой маленьких взволнованных первоклашек на их первый в жизни урок, в их первый учебный кабинет. Они идут попарно, смешные, в форме, с ранцами, оглядываются на родителей, машут им, и, переступив порог школы, становятся совсем взрослыми, пускай еще и маленькими, людьми. Родители возвращаются домой в одиночестве. Но не мы. Мы идем с линейки все вместе, как и на линейку. МЫ идем. Аэлитка едет в коляске. Наша школьница возвращается домой со своей первой в жизни торжественной линейки, так и не побывав на первом уроке. Она будет ждать учительницу дома. Она будет очень ждать… В ее маленькой квартире все готово к началу учебы: есть учебники и тетради, есть парта и плакат с алфавитом и даже есть доска с мелом. Но нет главного – товарищей, друзей, подруг, одноклассников. Не с кем обсудить домашнее задание, съесть одно яблоко на двоих, посмеяться над шуткой. Она одна. Мама и папа не в счет. Они не смогут заменить ей коллектив сверстников. Поэтому полноценным ее детство никогда не будет. Разве это детство, когда утром, после зарядки, завтрака и приема медикаментов Аэлита терпит 2-3 вида гимнастики, массаж рук и лица, растяжку и прочие подобные мероприятия вплоть до обеда. После него приходит учительница. Сразу после учительницы приходит реабилитолог и начинается изматывающий сеанс лечебной физкультуры, периодически вместе с массажем. После небольшой передышки и ужина, прогулки на свежем воздухе, выполнения домашнего задания наступает время вечернего комплекса упражнений, гимнастик, массажей. Иногда в это расписание вклиниваются поездки в водолечебницу, поликлинику, реабилитационный центр, на лечебную верховую езду и т.п. Больше похоже на больничное расписание, чем на счастливое детство, не правда ли? Сейчас Аэлита учится уже в 4 классе, но я до сих пор не могу приучить ее говорить учителям «вы». Она упорно относится к ним, как к подругам и друзьям. Только недавно я поняла, что таким образом мой ребенок пытается заполнить пустующую нишу друзей-сверстников. Ей хочется верить, что и у нее есть друзья, как у всех. Наши знакомые восхищаются тем, как Аэлита по-взрослому выражает свои мысли. А как иначе она может говорить? Ведь вокруг нее звучит только взрослая речь. Между ней и ее сверстниками непреодолимая пропасть. Хотя внешне отличие лишь одно – наличие коляски. Так странно и так страшно – какая-то коляска делает ребенка изгоем! Ребенок, находящийся на надомном обучении – дважды инвалид. Во-первых, по состоянию здоровья, во-вторых, по объему человеческого общения. Чаще всего, такие дети для школы остаются лишь на бумаге. Они числятся в списках, но их никто не видит. Это и вызывает сугубо формальное отношение и к детям, и к их потребностям, и к их родителям. Вот основные проблемы, связанные с образованием на дому: - количества академических часов не хватает для вычитывания всех необходимых предметов, в связи с чем, в табелях очень мало аттестаций; - администрация школы никак не контролирует качество образования надомников, нет срезов знаний, открытых уроков; - отработка пропущенных по вине учителя уроков зависит только от добросовестности учителя, этот вопрос также никем не контролируется; - приглашение ребенка-надомника на школьные мероприятия – дело необязательное, на усмотрение классного руководителя. Такая же ситуация и со знакомством надомника с его одноклассниками. Порой класс так ни разу и не видит такого ребенка за все время учебы; - учителя не ознакомлены со спецификой заболевания конкретного надомника, в случае необходимости они не знают, как действовать, что предпринимать; - деятельность школьных психологов и социальных работников, если таковые имеются в штате школы, не распространяется на детей, находящихся на надомном обучении Мы с мужем, конечно, пытаемся внести в жизнь дочки яркие краски. У нас есть правило, которое мы никогда не произносим вслух, но за исполнением его следим очень ревностно. Это правило гласит: «Мы – обычная семья. Наш ребенок здоров». Всю свою жизнь мы пытаемся привести в соответствие с этим правилом: дочь посещает театр, кинотеатр, цирк, парк, музей, мы ходим с ней в гости, на массовые мероприятия, возим на речку, море. Но с каждым годом мы сталкиваемся со все большим количеством проблем. В большинстве, это, конечно, проблемы, связанные с перемещением, транспортировкой: где-то коляска не проходит, где-то ступеньки, где-то расстояние дальнее, а машиной не подъедешь. Но даже эти проблемы не идут в сравнение с проблемами, вызванными неприятием нашими согражданами особенных, иных людей. Встречается все: от любопытного разглядывания до показного равнодушия, а иногда и плохо скрываемой агрессии. Почему-то в нашем обществе считается, что если у человека проблемы, значит, заслужил, а вот если у меня нет проблем, в семье все здоровы, значит, я хороший, Богом обласкан. Беды других – это их расплата за грехи. Так считает подавляющее количество людей до тех пор, пока беда не приходит в их дом. И моя первоочередная задача, как матери, доказать своему ребенку и всему миру, что в том, что она отличается от других нет ни ее, ни моей вины. Просто так было записано в Книге Судеб. Так должно было случиться. И жить надо так, как будто все хорошо. Жить на всю катушку, по максимуму, не обращая внимания на диагнозы. Но это станет возможным только тогда, когда в обществе исчезнет грань между людьми с ограниченными возможностями и другим миром. То есть: - когда при обычных детсадах будут созданы группы для деток с ограниченными возможностями; - когда в школах будет повсеместно внедрено инклюзивное образование; - когда СМИ станут преподносить информацию об инвалидах не по принципу: это о нас, а это – о них, а не выделяя ее маркером. Рассказывая о конкретном человеке, будут упоминать о его инвалидности лишь вскользь, останавливаясь на его достижениях, качествах. - когда, наконец, массовые мероприятия станут общими, и со сцен на площадях будут выступать люди с ограниченными возможностями, но безграничными талантами. Т.к. праздники, проводимые по принципу: «сами спели – сами послушали – сами похлопали» вносят недостаточный вклад в социализацию детей и людей с проблемами здоровья. Несколько десятков лет назад идущий по улицам Луганска темнокожий человек вызывал примерно ту же реакцию, что и человек в коляске. Сейчас уже к темнокожим привыкли, их приняли. Я хочу, чтобы так же приняли и мою дочь. Чтобы вид коляски не вызывал у людей ощущения непривычности. Самой большой ценностью, дарованной каждому из нас небесами, является жизнь, второе место по ценности занимает, пожалуй, здоровье, и на третьем месте стоит, конечно же, свобода. Задумайтесь, если общество хочет наказать преступника, что оно забирает? Оно забирает нечто очень ценное, нечто, без чего человек будет страдать. В наше время жизнь и здоровье преступнику сохраняют, отбирая у него лишь свободу. Но и этого достаточно, чтобы наказать мыслящее существо. У наших детей из этих трех ценностей остается лишь одна – жизнь. Здоровье отобрал диагноз, а свободу – обстоятельства. Значит, мы, здоровые взрослые, просто обязаны сделать все возможное и невозможное, чтобы хотя бы последняя ценность таких деток – жизнь – была как можно более счастливой! Роксана Тюшнякова
|